Какие изменения внесет эпидемия коронавируса в работу предпрятий

Какие изменения внесет эпидемия коронавируса в работу предпрятий

Пандемия  «китайского» коронавируса, объявленная 11 марта, внесла серьезные изменения в сферу бизнеса. Работодатели, уже столкнувшиеся с дефицитом рабочей силы и опасающиеся распространения вируса, в массовом порядке переводят своих сотрудников на работу в удаленном режиме. Исследователи считают, что это должно привести к развитию технологий работы на дому.

К 11 марта число подтвержденных случаев заболевания инфекцией COVID-19, в мире превысило 119 тыс. В этот же день Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии «китайского вируса», для лечения от которого пока еще не существует вакцин.

IT-компании первыми отправили работников на «удаленку»

Корпорация всего мира  пришлось экстренно решать проблемы, возникшие в связи с карантинными мерами и с нехваткой рабочей силы. К примеру, ряд крупных бизнес-мероприятий было решено провести в Сети: в их число вошли конференции разработчиков Google I/O, Facebook F8, nVidiaʼs GPU Technology Conference и Adobe Summit.

Многие работодатели начали активно переводить своих сотрудников на удаленную работу. На такой шаг пошли крупнейшие IT-компании мира — Facebook, Amazon, Alibaba, Twitter, Slack и Microsoft. Так, генеральный директор корпорации Apple Тим Кук (Timothy Donald Cook) разослал работникам корпорации письмо, в котором разрешил работать удаленно сотрудникам большинства филиалов компании в регионах, где риск заражения велик. «Лаборатория Касперского» решила отправить на работу из дома всех сотрудников из своих офисов в Пекине, Тяньцзине и Шанхае, временно закрыв их, а в офисах других стран Азиатско-Тихоокеанского установила гибкий график. Работать удаленно просят своих сотрудников, вернувшихся из потенциально опасных стран, просят Mail.ru Group и «Яндекс». Facebook закрыла три офиса в Лондоне. И даже компания Google, никогда не приветствовавшая работы из дома, также отправила своим сотрудникам из Северной Америки письма, в которых советует им воздержаться от поездок в офис и работать в удаленном режиме.

Спрос на работу из дома будет расти

Практику удаленной работы в дальнейшем работодатели станут применять все чаще и в обыденной жизни. Например, еще в начале 2018 года по всему миру хотя бы раз в неделю работали удаленно 70% квалифицированных специалистов, а 53% работали удаленно по меньшей мере половину недели. По результатам исследования Head Hunter, год назад в России 85% офисных сотрудников хотели бы в будущем иметь возможность удаленной работы. А в США количество сотрудников, регулярно работающих из дома, за последние 10 лет выросло на 115 % и достигло 2,8% всех трудоустроенных американцев (3,9 млн человек).

Эксперты предсказывают рост спроса на технологические решения, делающие возможным создание удаленных рабочих мест и повышающие эффективность удаленной работы. Так, в рамках исследования IWG важнейшими условиями для работы не из офиса 84% респондентов назвали наличие качественного и быстрого доступа в Интернет, 45% — хорошо работающий смартфон, 37% — удаленный доступ к серверу, 26% — наличие планшета и 17% — удаленный доступ к своему рабочему столу.

Большие надежды эксперты возлагают, прежде всего, на технологии 5G. Их внедрение даст компаниям возможность использовать относительно недорогое аппаратное оборудование, подключенное к облачному сервису. Такое решение позволит сотрудникам работать дома так же производительно, как в офисе. Например, в январе текущего года, компания Lenovo представила первый ноутбук Lenovo Yoga 5G (Flex 5G) со встроенным модемом стандарта 5G и поддержкой технологии eSim.

Вирус уже подстегнул спрос на рабочие станции удаленного доступа и решения для организации телеконференций.

Распространению удаленной работы будет способствовать и возможность телеприсутствия – когда сотрудник наблюдает за процессом и управляет им в удаленном режиме, а саму работу выполняет полуавтоматизированная система.

Из-за распространения коронавируса руководство целого ряда IT-компаний приняло решение помочь своим клиентам в организации удаленной работы. К примеру, Google и Microsoft решили на определенное время сделать бесплатными тарифы для служб совместной работы G Suite и Microsoft Teams. В частности, пользователи платных тарифов G Suite получили возможность бесплатно организовывать телеконференции на 250 человек. Компания «Битрикс24», в сервисе которой зарегистрировано около 6 млн компаний по всему миру, объявила об отмене ограничений на число пользователей в своем бесплатном тарифе. Теперь использовать продукт «Битрикс24», где собраны решения, позволяющие работать «в режиме одного окна» (мессенджер, task-менеджер, живая лента, CRM, конструктор сайтов, облачный диск и календарь) бесплатно и неограниченно могут компании любого размера, тогда как раньше он был доступен только для компаний с численностью сотрудников до 12 человек.

Пандемия может изменить отношения работодателя и сотрудника

Не исключено, что события, происходящие сегодня, изменят к лучшему отношение к удаленной работе сотрудников у тех компаний, которые раньше ее не приветствовали.

К примеру, в 2013 году компания Yahoo! ввела запрет на удаленную работу. Как заявила экс-президент компании Марисса Майер, лучшие решения и идеи приходят сотрудникам в голову «в беседах в офисных коридорах и за чашкой кофе, при знакомствах с новыми людьми и на спонтанных совещаниях». Ее примеру последовала Hewlett-Packard, приняв решение о сворачивании практики удаленной работы в компании. Официальная версия такого решения – необходимость повысить корпоративную культуру и сплоченность коллектива. В 2013 году компания Best Buy также приняла решение вернуть всех своих работников в офис, свернув интересный проект под названием ROWE: в его рамках эффективность сотрудника оценивалась не по количеству присутственных часов, а по качественно выполненному заданию.

Предполагается также, что часть компаний-работодателей отдаст предпочтение модели управления сотрудниками, вообще не предполагающую наличие офиса.